Создание благоприятного психологического
климата в студии - залог эффективного преподавания во время занятия.
«Учитель на уроке, как артист на сцене, должен быть
всегда достоин своего места и роли».
Одной из самых главных и сложных задач в работе
педагога с детьми является создание психологической атмосферы в течение урока.
Главным аспектом, который обеспечивает развитие личности, выступает
эмоционально-психологический настрой учащихся. Благодаря этому ребенок
развивается, показывает свой талант, к чему способен, активно общается с
преподавателем и сверстниками, или, наоборот, становится пассивным, замкнутым и
отстраненным.
Последнее время большое значение обращают
эмоциональному миру, в котором ребенок существует и развивается.
С научной точки зрения психологический
настрой-это эмоциональный фон отношений
между участниками группы, который появляется
благодаря симпатии друг к другу, общим интересам.
Благоприятная обстановка характеризуется
коммуникабельностью, уважением друг к другу, дружелюбием, вежливостью, создает
комфортные условия для совместной деятельности, показывает возможности,
заложенные в ребенке. Недоброжелательная обстановка тормозит рост развития
ребенка, подвергая его в состояние незащищенности, нервозности, боязни и
отчаяния.
Шаталов писал, что для того, чтобы работа на
занятиях была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Важно -
создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в
рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу?
Так, педагогу во время своего занятия важно
наблюдать и контролировать эмоциональное состояние ученического коллектива,
ведь положительное эмоциональное настроение помогает эффективному усвоению
изучаемого материала детьми и способствует разностороннему развитию
индивидуальности ребенка.
Благоприятное эмоциональное настроение
обеспечивает ребенку не только защищенность и психологический комфорт, но и
способствует активному вовлечению в общее дело и проявлению творчества. Отсюда
преподавателю необходимо шире применять многообразные формы своей работы,
оказывающие влияние на творчество и отношения между учащимися.
Музыка будет одной из таких форм, подбираемых
специально на разных уровнях деятельности и творческих занятий.
Доброжелательность, внимание, оформление,
обстановка, мебель, музыкальные паузы, многообразие интересных форм работы в
образовательной деятельности и вне урока, элементы природы, речь, пластика и
мимика – это те приемы, благодаря которым будет создан положительный
эмоциональный настрой коллектива.
Положительная атмосфера в течение занятия
определяется и другими аспектами.
Учителю не следует забывать, что положительное отношение
к уроку формируется за пределами занятия. Главная составляющая доброжелательной
обстановки во время урока – это отношение наставника со своими подопечными. Как
учитель относится к своей деятельности, манера поведения с учащимися, со своими
коллегами, радуют ли его достижения учеников и как он их воспринимает, как
показывает свои эмоции, умеет ли контролировать себя – все это оказывает
воздействие на отношение наставника с учениками.
Существует несколько факторов, которые помогают
создать доброжелательную эмоциональную атмосферу:
- педагог должен заходить к детям с прекрасным
настроением и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель.
Педагог должен желать общаться с ребятами, и общаться в дружелюбной обстановке.
- каким бы ни было настроение учителя, он должен
держать себя в руках и быть деликатен и вежлив.
- знание психологии детей любого возраста,
педагогическая наблюдательность, сила воли, умение гибко и адекватно оценить ту
или иную обстановку на своем уроке – это одни из немногих требований, которым
должен соответствовать современный учитель.
Каждый педагог определяет те средства работы,
которые положительно скажутся на эмоционально-психологическом настрое детей. И
такие средства помогают детям получить физическую и психологическую
зарядку.
Это:
*упражнения-энергизаторы,
*логические разминки,
*релакс-паузы.
Перечисленные формы работы соединяют обучение и
физические разминки, применяемые на разных уровнях урочной деятельности:
организационном, основном и заключительном.
Психологические
тренинги.
Упражнение «Путешествие»
В работе используется мяч небольшого размера.
Мяч передается учениками в произвольном порядке, главное, чтобы он не «попал» к
одному и тому же ребенку два раза. Учитель называет место, куда он «отправляет»
какого-либо ученика, задача которого быстро назвать три предмета, имеющие
непосредственно отношение к данной территории. После этого подросток передает
мяч следующему ученику и называет место. Например, «Сахара - вода, солнечные
очки, тент; «Аляска - тулуп, валенки, снегоход»
Упражнение «Прикосновение»
Учитель предлагает ученикам быть внимательным и
выполнить ряд команд.
Например:
- прикоснуться к чему-нибудь высокому;
- прикоснуться к чему-нибудь колючему;
- прикоснуться к чему-нибудь шерстяному;
- прикоснуться к чему-нибудь теплому.
Упражнение «Что вокруг нас»
Учитель просит детей внимательно осмотреть
кабинет, где они находятся. После этого детям необходимо перечислить все
увиденные ими предметы, исходя из определенных признаков. Например: круглой
формы; сделанные из дерева; синего цвета и т.д.
Логические
разминки.
Упражнение «Предложения»
Учитель предлагает ученикам четыре разные буквы,
например: (С, К, Т, П). Ребятам необходимо в режиме «мозгового штурма»
составить наибольшее количество предложений, состоящих из четырех слов, где
каждое слово будет начинаться на определенную букву, соответствующие тематике
занятия.
Упражнение «Взаимосвязь»
Учитель просит учащихся по цепочке» назвать
ассоциации к существительному и добавить к нему прилагательное, глагол,
наречие, таким образом, чтобы получилось словосочетание. Педагог озвучивает
ключевое сочетание слов, первый ученик продолжает, затем второй ученик.
Например: «красное яблоко – груша сладкая –
конфета круглая – голова думает».
Упражнение «Признаки»
Учитель просит назвать как можно больше разных
предметов, обладающих определенными озвученными признаками.
Например:
-назовите все металлические предметы с
отверстиями;
-назовите все круглые деревянные предметы
большого размера;
-назовите все шершавые длинные предметы.
Релакс-паузы
(медитативные техники)
Упражнение «Три я»
Упражнение проводится «по цепочке» (от одного
ученика к другому). Каждый из ребят по очереди придумывает собственный вариант
окончания предложения:
-Я хочу….
-Я умею…
-Я смогу…
Через каждых трех участников схема выполнения
задание повторяется.
Упражнение «Расслабляющее дыхание»
Учитель просит учащихся сесть максимально удобно
и выполнить предложенное задание.
Инструкция: «Закройте глаза». Держите спину
прямо, чтобы можно было свободно дышать. Медленно и глубоко вдохните через нос.
Дышите полной грудью и диафрагмой одновременно. Медленно и полностью выдохните
через рот. Во время дыхания при каждом медленном вдохе говорите про себя «Я»,
при выдохе «Расслабляюсь». Это упражнение повторяют 3-4 раза.
Упражнение «Моя минута»
Предлагается учащимся провести небольшой
эксперимент. Для этого ребятам необходимо сесть свободно, расслабиться, закрыть
глаза и слушать педагога. По его сигналу все одновременно начинают отсчитывать
про себя минуту, т.е. считать мысленно от 1 до 60. После того, как прозвучит
команда «Закончили!», каждый из присутствующих запоминает полученное число.
Если счет закончился на числах 57-60, то это свидетельствует о высокой
работоспособности ученика в данный момент времени.
В заключение можно привести несколько правил,
благодаря которым будет обеспечен психологический комфорт на занятии.
*заходя в кабинет, необходимо «оставить за
дверью» все отрицательное.
*имя – вот что самое приятное для человека.
*тщательно подготовьте свое занятие, продумав
все до мелочей.
*не забывайте, что «плохой ученик» не значит
«плохой человек».
*нельзя сравнивать успехи отдельных учеников.
*не повышайте голос, а тем более не унижайте
достоинства детей в любой ситуации.
*хвалите ученика при всех, а прощайте наедине.
*в любое время создавайте ситуацию успеха.
*корректность поведения педагога снижает
напряжение в общении.
Не зря говорил Н. А. Добролюбов: справедливый
учитель – это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.