Тема: «Голос и его свойства. Гигиена
голоса»
Цели:
Обучающая:
Развивающая:
речевую память,
словесно-логическое мышление.
Коррекционная:
и
текстах.
Воспитательная:
Интеграция
образовательных областей:
«Развитие речи», «Коммуникация», «Здоровье», «Музыка».
Демонстрационный материал:
схема органов артикуляции, платок.
Ход развлечения:
I. Слушание песни.
Дети слушают аудиозапись детской песни В. Шаинского
«От улыбки…».
II. Беседа о голосе и его свойствах
Учитель-логопед:
- Вы прослушали отрывок из детской песни. Как вы думаете, что
дает возможность нам петь, говорить? (Ответы детей).
- В том, что мы говорим нормальным голосом, поём и
иногда даже кричим, заслуга вовсе не языка, губ и зубов, а маленьких складок
слизистой оболочки, которые находятся глубоко в дыхательном горле, -
голосовых связок. Посмотрите на схеме, где находятся голосовые
связки.
(Педагог показывает детям на схеме органов артикуляции расположение
голосовых связок).
- У детей короткие связки, поэтому они говорят «тоненьким» голосом.
По мере того как человек растет, удлиняются и его голосовые связки. У некоторых
они становятся настолько длинными, что человек начинает говорить и даже петь
басом.
Когда мы молчим или шепчем, связки расслаблены, они
расходятся в стороны и свободно пропускают воздух. Но если мы вдруг решим
запеть или что-то громко сказать, связки сомкнутся. Воздух будет стремиться
протиснуться между ними, и связки начнут колебаться подобно струнам
музыкального инструмента. Положите ладонь на горлышко и порычите:
р-р-р-р. Что вы чувствуете? (Ответы
детей). Правильно, вибрацию или дрожание. Это работает «голосовой
моторчик».
Больше всего голосовые связки боятся простуд и крика. При
простудах они воспаляются, а при крике слишком сильно напрягаются. Повредив
связки, можно на время потерять голос.
У голоса есть свойства. Сейчас мы узнаем, какие.
Поиграем вместе.
III. Игра «Улитка» («Узнай по голосу»).
Дети встают в круг, выбирают «улитку» и завязывают
«ей» глаза платком, ставят в середину круга. Идут по кругу со словами:
Улитка, улитка, высунь-ка рога.
Дам тебе я сахару, кусочек пирога.
Угадай, кто я, улиточка моя!
Выбранный ребенок называет имя «улитки». «Улитка» угадывает голоса детей,
пока не ошибется. Ребенок, которого не узнали по голосу, становится «улиткой».
Учитель-логопед:
- Мы узнаем человека по голосу, даже если его не видим.
Почему? (Ответы детей).
Это первое свойство
голоса.
IV. Игра «Тихо – громко».
- Тихий и громкий голос мы используем в
разных случаях повседневной жизни. Например, укладывая малыша спать, мама
разговаривает с ним тихо. Перед сном поет тихонько колыбельную песню или
рассказывает ребенку сказку. Обычно мы разговариваем умеренно громко или
нормально. В большом зале на конкурсе чтецов ребенок читает стихотворение
громко.
Сила голоса – это его
второе свойство.
V. Игра «Высоко – низко»
Учитель-логопед:
- Вот издалека летит самолет – произнесите высоким голосом:
«У-у-у…», а вот самолет подлетел близко и загудел низко: «У-У-У…». (Дети подражают
образцу, данному взрослым).
- Давайте изобразим голосом маленького щенка. (Дети высоким голосом
подражают лаю и рычанию щенка: аф-аф, р-р-р-р…).
- Изобразите большую собаку. (Дети подражают лаю и рычанию
большой собаки низким голосом).
Высота голоса – это его
третье свойство.
VI. Игра «Карусели»
Дети встают в круг, берутся за руки и идут по кругу, говоря:
- Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели
(идут и говорят в медленном темпе).
А потом, потом, потом
(темп постепенно нарастает)
Все бегом, бегом, бегом
(двигаются и говорят в быстром темпе)!
Тише, тише, не спешите
(темп постепенно замедляется) —
Карусель остановите
(идут и говорят в медленном темпе, останавливаются)!
Раз, два, раз, два
(хлопают в ладоши и говорят медленно).
Вот и кончилась игра!
!!! Игра учит ребенка координировать речь с движением, постепенно меняя в
игре темп речи и движений.
Учитель-логопед:
- Маленькие дети часто говорят в ускоренном темпе. Из-за этого
ухудшаются внятность, четкость речи, артикуляция звуков, выпадают отдельные
звуки и даже слоги (особенно часто «глотаются» окончания слов). Поэтому важно
постепенно вырабатывать умеренный темп речи. То есть говорить
нужно не очень быстро и не очень медленно, а в нормальном темпе.
VII. Игра «Кто быстрее?»
(автоматизация звуков [л] и [р] в
предложениях).
Учитель-логопед:
- Посоревнуйтесь, кто без ошибок быстрее произнесет скороговорку.
Желающие участвовать в соревновании дети произносят выученные на
логопедических занятиях скороговорки, определяют победителя.
Скороговорки:
1. У Кондрата куртка коротковата.
2. Сидели на лавочке две Клавочки, делили булавочки.
3. Белый снег. Белый мел.
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
4. Ехал грека через реку,
Видит грека: в речке – рак.
Сунул грека руку в реку,
Рак за руку греку – цап!
5. Мамаша давала Ромаше сыворотку
из-под простокваши.
6. По утрам мой брат Кирилл трех крольчат травой кормил.
VIII. Викторина
Задание 1. «Окраска (тембр) голоса» Вопросы:
- Можете ли вы узнать, кто говорит в другой комнате: мама или папа,
или бабушка, или младший братишка, если вы их не видите? Как вы их узнаете?
(Ответы детей).
Задание 2. «Тихо и громко»
Вопросы:
- Скажите: когда следует говорить тише или громче обычного?
1. Дома кто-то болен, отдыхает, работает, а к тебе пришли в гости друзья, и
ты им рассказываешь о своих рыбках в аквариуме.
2. Ребята заблудились в лесу и зовут на помощь.
3. Ты на утреннике рассказываешь стихотворение.
4. Тебе нужно попросить на занятии у товарища карандаш.
5. Ты рассказываешь сказку младшей сестренке дома перед сном.
(Учитель-логопед уточняет ответы детей).
Задание 3. «Медленно и быстро»
Вопросы:
- Всегда ли люди говорят в одном и том же темпе? (Нет.)
- В каком темпе нужно разговаривать, чтобы тебя понимали?
(Нужно разговаривать в нормальном темпе.)
- Когда уместно говорить очень быстро?
(Когда рассказываешь скороговорку).
IX. Подведение итогов занятия.
Учитель-логопед:
- О чем вы сегодня узнали? (О свойствах голоса).
- Какими же свойствами обладает наш голос? (Ответы детей. Уточнение ответов
учителем-логопедом).
- Как мы можем сберечь голос? (Ответы детей).
Учитель-логопед обобщает ответы детей, уточняет их и называет
правила гигиены голоса:
1. Укреплять здоровье, чтобы не болеть.
2. Не кричать без крайней необходимости.
3.Чтобы голос стал более красивым и
сильным, нужно учиться петь.